Буль (Boole) Джордж (1815 — 1864)
Английский математик и логик, основоположник алгебры логики.
Джордж Буль происходил из семьи фермеров весьма ограни ченного достатка и мелких ремесленников, обосновавшихся в г. Линкольне и его окрестностях. Он родился 2 ноября 1815 г. Отец Джорджа — Джон Буль — посвятил себя сапожному делу, однако его действительные интересы сосредоточивались в математике, живо влекло его и производство различных оптических инструментов. Жители Линкольна хорошо знали Джона Бу-ля,— еще бы: он не только усердно агитировал за раннее ношение очков, но и собственноручно сконструировал неплохой по тем временам телескоп. Кроме того, он не имел ничего против, когда кто-нибудь из обывателей изъявлял желание расширить свои астрономические познания, с помощью его телескопа. У домашних Джона не было вполне ясного представления о профессии главы семьи. Так, впоследствии, мать Джорджа Буля на вопрос, чем занимался отец ее знаменитого сына, кратко ответила: «Он был философ» [39, стр. 67].
Джордж получил весьма скудное образование. По окончании начальной школы он очень недолго посещал коммерческое училище. Коммерция не прельстила юношу, и он решил поставить крест на своем дальнейшем пребывании в училище. Вместе с тем у него созрело сильное желание стать широко образованным человеком. К этому времени относятся уроки латинского языка, которые Буль брал у книготорговца Уильяма Брука (ЛУПНат ВгооЬе), ставшего его близким другом. Любознательный молодой человек самостоятельно изучает греческий, а позднее немецкий и французский языки по книгам, которые он брал на время у своего приятеля. В четырнадцать лет Буль выполнил стихотворный перевод произведения древнегреческого поэта Мелеагра «Ода к весне». Этот перевод был напечатан в одном линкольнском издании и фактически явился первым опубликованным сочинением Буля, который стал отныне еще более усердным в своем стремлении к самообразованию. Бруку приходилось только удивляться трудолюбию юноши, не дававшему пылиться книгам на его полках. Самообразование шло своим чередом, по пора было уже задуматься и о хлебе насущном. И вот шестнадцатилетний Джордж Будь становится ассистентом (помощником) учителя в частной школе г. Донкас-тера, совмещая обязанности лаборанта и привратника. Не тратя времени даром, семнадцатилетний лаборант приступил здесь к систематическому изучению математики. По словам миссис Будь [40], се муж говорил ей впоследствии, что начал читать математические книги потому, что они были значительно дешевле книг по классической филологии.
На первых порах в математическом образовании Булю оказывали помощь его отец, а также его друг — Д. С. Диксон, получивший математическую степень в Оксфорде.
В 1833 г. Буль оставляет школу в Донкастсре и перебирается затем на аналогичную же должность в школу пригорода Линкольна — Ваддингтона. Он становится здесь главным педагогом, а в 1840 г. основывает свою собственную школу в Линкольне.
Диапазон научных интересов Буля был достаточно широк: его почти в равной мере интересовали математика и логика, этика Спинозы, философские работы Аристотеля и Цицерона. Но постепенно Буль склоняется все больше к проблемам приложения математических методов к гуманитарным областям (одной из таких областей в то время считалась и логика). Буль внимательнейшим образом штудирует Ньютоновы «Ргшс1р1а» и «Механику» Лагранжа, сличая, попутно, методы обоих ученых. Он был поражен способностью Лагранжа сводить решение физических проблем к чисто математическим задачам. Уже здесь Буль, по-видимому, глубоко задумывается над возможностью абстрагирования от физических фактов и фактов обычного разговорного языка и перехода к некоторой системе эффективно построенных символов, которые обладали бы известной самостоятельностью и с которыми можно было бы работать по внутренне им присущим законам.
Буль вступает в переписку с математиками из Кембриджа, которые отмечают оригинальность математических идей своего корреспондента и советуют ему не держать их под спудом. Вняв настояниям своих новых друзей, Буль в 1844 г. получает золотую медаль за свою работу по математическому анализу. В 1849 г. кембриджские друзья-математики устраивают Булю математическую профессуру в только что открывшемся Куинз Колледже в г. Корке (Ирландия). Претендент был утвержден в должности несмотря на то, что не имел университетского образования или степени.
Для математических работ Буля характерно пристальное внимание, уделяемое им так называемому «символическому методу»
Английский логик считал, что математические операции (в том числе и такие, как дифференцирование и интегрирование) должны, прежде всего, изучаться с точки зрения присущих им формальных свойств, что дает возможность производить преобразование выражений, включающих в себя эти операции, независимо от внутреннего содержания таких выражений.
Облик Буля как педагога рисует нам Р. Рис. Он приводит воспоминания ученика Буля Р. А. Джемисона, отправившегося на преподавательскую работу в Шанхай. Джемисон пишет, что Буль зачастую стремился к тому, чтобы его слушатели смогли сами заново открывать некоторые из уже полученных другими учеными результатов (а не излагал их все на своих лекциях). Он приучал нас, продолжает вспоминать Джемисон, почувствовать “радость открытия”. К этим замечаниям Джемисона и Риса можно лишь добавить, что, по-видимому, Буль не терял надежды на то, что когда-нибудь его ученики сделают еще и не открытое открытие.
Занятия Буля логикой были в значительной степени стимулированы дискуссией между А. Де Морганом и У. Гамильтоном, за которой он с интересом следил весной 1847 г. Буль сам отмечает это обстоятельство в предисловии к “Математическому анализу логики”, написанному в октябре 1847 г. Он признает также, что А. Де Морган был первым логиком, обратившимся к анализу количественно определяемых предложений.
Наряду с логическими и математическими исследованиями Буль продолжал сочинять поэтические произведения, классические по форме и философские по содержанию. Ему принадлежат два стихотворения (“Сонет к числу три” и “Звание мертвеца”. В его рукописях нашли также стихотворное письмо к Бруку, датированное 1845 г. В этом письме описывается предпринятый им визит на заседание Британской научной ассоциации, а также праздник на острове Уайт.
В 1855 г. Буль женился на Мэри Эверест, дочери Томаса Эвереста (его именем названа высочайшая вершина в Гималаях), бывшей также племянницей профессора греческого языка в Куинз Колледже Джорджа Эвереста. Брак принес Булю пять дочерей: Мэри, Люси, Алису, Маргарет и Этель. Люси Буль стала в Англии первой женщиной, получившей звание профессора химии. Алиса, третья дочь, так же как и ее отец, не получив специального математического образования, сделала, тем не менее, ряд математических открытий. В частности, она построила из картона по чисто эвклидовому методу, используя лишь циркуль и линейку, трехмерные сечения всех шести регулярных четырехмерных фигур. Полученные ею результаты были опубликованы лишь частично (она сфотографировала часть своих моделей и отослала их с пояснениями профессору Шоуту в Гронинген; Шоут опубликовал их вместе со своей статьей). Подобно отцу, Алиса обладала сильно развитым чувством собственного достоинства и долга. К сожалению, она постепенно ограничила круг своих интересов семьей (муж-актер Вальтер Скотт и двое детей), перестав заниматься научной работой.
Младшая дочь Буля стала писательницей. Этель Лилиан Войнич широко известна как автор популярного романа об освободительной борьбе итальянских карбонариев — “Овод”.
Супруга Буля отличалась сильным характером. Так, однажды она навсегда прервала поэтические занятия своего мужа. Как-то, уединившись, Буль занялся стихотворчеством. Жена подошла к нему и спросила, что он делает. Узнав, что происходит мучительный процесс стихосложения, она взяла исписанные листы и молча бросила их в огонь камина, давая этим понять, что профессору математики не следует проводить время подобным образом. Не желая ссориться с супругой, Буль решил срочно закончить свою поэтическую “карьеру”.
Современники отмечают демократические привычки Буля, отсутствие у него какого бы то ни было почтения к установившимся в Британии социальным предрассудкам и барьерам, указывают на его принципиальный характер и развитое чувство юмора. Скончался Буль 8 декабря 1864 г. в Беллинтемпле, около Корка.
Буль умер спустя 10 лет после того, как было опубликовано его основное логическое произведение “Законы мысли”. Оставшиеся после него рукописи свидетельствовали о его намерениях продолжить разработку логической теории. Начиная с 1854 г. Буль сосредоточил свои усилия на приложении разработанного им исчисления к теории вероятностей и не публиковал работ, непосредственно относящихся к логике. Однако работа Буля в области математики всегда была лишь подспорьем и стимулировалась его размышлениями о логике, даже когда он стал приходить (в последний период своей творческой деятельности) к мысли о том, что логика независима от математики и должна составить ее основу.
В настоящее время тексты Буля собраны в двух книгах. Касаясь содержания одной из них, немецкий логик Г. Шольц замечает: “В этой книге объединено семнадцать лекций: двенадцать по теории вероятностей, философское предисловие под заголовком: “Требования к науке, специально основывающиеся на ее отношении к человеческой природе” и четыре лекции, содержащие идею логического исчисления. Я не в состоянии особо выделить для рассмотрения теоретико-вероятностные лекции. Идеи Буля в этой области кажутся настолько не доведенными до конца, что невольно возникает вопрос, чем вообще мотивировано их переиздание. Однако это недоумение рассеивается, как только мы переходим к рассмотрению принадлежащего Булю логического исчисления, которое у него является вспомогательным средством для решения теоретико-вероятностных проблем... Среди лекций, непосредственно относящихся к идее логического исчисления, наиболее существенна первая: “Математический анализ логики”...
В другой из этих книг собраны и неопубликованные при жизни рукописи Буля, представляющие значительный историко-логический интерес. Например, в одной рукописи содержится предвосхищение чистого пропозиционального исчисления (до Хью Мак-Колла). Философских аспектов логики Буль касается в другой рукописи, относящейся к 1855 или к 1856 г.
Попов Ю.П. Элементы истории и теории логики. Владивосток 2000 г.
Джордж Буль
Все механизмы, шестеренки, вакуумные лампы и печатные платы — все это еще не компьютер. Важны также разработки Паскаля и Лейбница, о которых мы вам уже рассказали, и Бэббиджа, о достижениях которого мы расскажем в следующей главе. Эти разработки требовали первоначальной теории логики для того, чтобы, в конечном счете, вдохнуть жизнь в машины, которые “думают”.
Расширив общий метод Лейбница, сформулированный на 188 лет раньше, в котором все истинные причины были сведены к виду вычислений, английский математик Д. Буль в 1854 году заложил основу того, что мы сегодня знаем как математическую логику, опубликовав работу “Исследование законов мышления”.
В этой работе, изданной, когда ему было 39 лет, Буль свел логику к чрезвычайно простому типу алгебры, алгебры логики высказываний, которая представляла собой систему символов и правил, применяемую к различным объектам (числам, буквам, предложениям).
Его теория логики, основанная на трех основных действиях — AND (и), OR (или), NOT (не), — должна была стать в XX веке основой для разработки переключающих телефонных линий и проекта ЭВМ. Так же, как и идеями Лейбница, булевой алгеброй пренебрегали в течение многих лет после того, как она была создана.
Важность работы, признанной логиком де Морганом, современником Буля, заключалась в следующем: “Символические процессы алгебры, созданные как инструменты числового вычисления, компетентно выражают каждый закон мысли и обладают грамматикой и словарем всего того, что содержит систему логики. Мы это и не предполагали, пока это не было доказано в “Законах мышления”".
Джордж Буль родился 2 ноября 1815 года в Линкольне (Англия), в семье бедного башмачника. Хотя он был современником Ч. Бэббиджа, но происходил не из привилегированного класса, как Бэббидж.
Выходец из слоя общества, дети которого фактически были лишены посещения университета, Джордж должен был заниматься самостоятельно. Хотя промышленная революция уже произошла в Англии, знание древних языков было показателем уровня образования джентльмена. Конечно, никакой латинский или греческий не преподавали в школе, которую посещал Буль. Буль сам изучил греческий и латинский, пользуясь поддержкой малообразованного отца, и в возрасте 12 лет сумел перевести оду Хорейса на английский язык. Ничего не понимая в качестве техники перевода, гордый отец Буля все-таки напечатал его в местной газете. Некоторые специалисты заявляли, что 12-летний мальчик не мог сделать такой перевод, другие отмечали серьезные технические дефекты перевода. Решив совершенствовать свои знания латинского и греческого, Буль провел следующие два года в серьезном изучении этих языков, и снова без чьей-либо помощи. Хотя этих знаний было недостаточно, чтобы превратиться в истинного джентльмена, такая тяжелая работа дисциплинировала его и способствовала классическому стилю созревавшей булевой прозы.
Известно, что его отец оставил школу после трех лет обучения, и в то же время удивительно, что Буль получил раннее математическое образование от своего отца, который был самоучкой в этой области.
В возрасте 16 лет для Буля стало необходимостью начать трудовую жизнь, чтобы помочь своим родителям. Получив работу “младшего учителя”, или ассистента учителя в начальной школе, Буль должен был провести 4 года, преподавая в двух различных школах.
Всегда думая о перспективе занимаемого места в жизни, Буль начал рассматривать несколько путей, открытых для него. Его первоначальное преподавание было всегда на уровне, однако он не считал это профессией, хотя она и была почетна. Буль стал священнослужителем.
Когда он не преподавал, то проводил время в серьезном изучении французского, немецкого и итальянского языков, в подготовке к церковной жизни. Неудачи, бедность его семейства еще раз разрушили планы Буля; родители убеждали его отказаться от религиозной жизни ввиду их ухудшающегося финансового положения.
Отзывчивый, как всегда, к советам родителей, Буль решил открыть собственную школу. Ему было 20 лет. Преподавая, Буль считал себя также студентом и приступил к изучению полного курса высшей математики. Он проштудировал “Математические начала” Ньютона, “Аналитическую механику” Лагранжа, труды Лапласа и других авторов.
Свои математические исследования Буль начал с разработки операторных методов анализа и теории дифференциальных уравнений, а затем подобно Де Моргану, с которым к этому времени подружился, занялся математической логикой.
В своей первой основной работе “Математический анализ логики, являющийся опытом исчисления дедуктивного рассуждения” 1847 года Буль отчетливо показал так называемое количественное истолкование объектов логики и необходимость нового подхода к решению проблем логики. Этот подход требовал изменения и расширения символического языка алгебры: выбора символики, операций и законов, определяющих эти операции и отражающих специфику объектов исследования, — т. е. по существу создания нового исчисления. Буль писал: “Те, кто знаком с настоящим состоянием символической алгебры, отдают себе отчет в том, что обоснованность процессов анализа зависит не от интерпретации используемых символов, а только от законов их комбинирования. Каждая интерпретация, сохраняющая предложенные отношения, равно допустима, и подобный процесс анализа может, таким образом, при одной интерпретации представлять решение вопроса, связанного со свойствами чисел, при другой — решение геометрической задачи и при третьей — решение проблемы динамики или статики. Необходимо подчеркнуть фундаментальность этого принципа”. С публикацией “Математического анализа…” взгляды и блестящая интуиция этого тихого, простого человека стали ясны его друзьям — математикам, которые советовали ему поступить в Кембридж, для получения общепринятого математического образования.
Буль неохотно отверг эти предложения, потому что его родные полностью существовали на его заработок. Не жалуясь на особенности своего обучения от случая к случаю, Буль, наконец, получил небольшой перерыв в 1849 году, когда его назначили профессором математики в недавно открытом Королев- I ском колледже.
Это назначение позволило ему посвятить больше времени “Законам мышления…” — второй его основной работе, которую он непрерывно оттачивал и усовершенствовал в течение еще 5 лет, до публикации в 1854 году. Как писал Буль в первом параграфе книги: “Цель данного трактата:
- исследовать фундаментальные законы тех действий разума, с помощью которых выполняются рассуждения;
- выразить их в символическом языке исчислений и на этой основе создать науку логики и построить метод;
- сделать этот метод непосредственно основой общего метода для выражения теории вероятностей;
- наконец, получить различные элементы истины;
- оценить в рамках решения этих вопросов некоторое вероятное сообщение”.
И далее: “Теперь фактически исследования следующих страниц показывают логику, в практическом аспекте, как систему процессов, проведенных при помощи символов, имеющих определенную интерпретацию и подчиненных законам, основанным на этой единственной интерпретации. Но в то же самое время они показывают эти законы как идентичные по форме с законами общих символов алгебры, с одним единственным дополнением, viz”.
Другими словами, в общей алгебре не выполняется, например: что каждый х тождественно равен своему квадрату — но это истина в булевой алгебре. Согласно Булю, х2 = х для любого х в его системе. В числовой системе это уравнение имеет единственное решение “О” и “1″. В этом заключается важность двоичной системы для современных компьютеров, логические части которых эффективно реализуют двоичные операции.
Кроме логики, булева алгебра имеет два других важных применения. Булева алгебра применяется в натуральной алгебре. Принимая также во внимание идею “количества элементов” в множестве, булева алгебра стала основой для теории вероятностей.
Несмотря на большое значение булевой алгебры во многих других областях математики, необычайная работа Буля в течение многих лет считалась странностью. Как и Бэббидж, Буль был человеком, опередившим свое время. Это произошло раньше, чем Альфред Уайтхед и Бертран Рассел опубликовали свой трехтомник “Принципы математики” (1910—1913), в котором рассматривались вопросы формальной логики.
Заслуживает внимания и то, что на достижения Буля частично опирались математические открытия, к тому времени появившиеся в Англии, в том числе и идеи Бэббиджа. Математики обратили внимание на идею Бэббиджа о математических операциях и величинах, использующихся в них. Идея стала возможной благодаря группе британских специалистов в области алгебры, к которым принадлежал и Буль.
Буль продемонстрировал,” что логика может сводиться к очень простым алгебраическим системам, после чего для Бэббиджа и его последователей стало возможным создание механических устройств, которые могли решать необходимые логические задачи.
Через год после опубликования “Законов мышления…” Буль женился на Мэри Эверест, племяннице профессора греческого языка Королевского колледжа. Счастливый брак длился в течение девяти лет, вплоть до безвременной кончины Джорджа Буля. 8 декабря 1864 года, в возрасте 49 лет, почитаемый и известный, он умер от воспаления легких.
Буль был человеком последовательным и дисциплинированным, тем не менее, он широко демонстрировал собственное видение мира в своих утверждениях. Это мощное сочетание интеллекта и интуиции в Джордже Буле воплотилось в различных математических идеях. В заключение очерка об отце булевой алгебры хотелось бы коротко рассказать о семье Буля.
Как уже упоминалось, жена Буля была племянницей Джорджа Эвереста, в 1841 году завершившего в Индии грандиозные по масштабам работы.
В честь его заслуг высочайшая вершина мира Джомолунгма в Гималаях одно время даже именовалась Эверестом. Сама Мэри, в отличие от жен многих других математиков, понимала научные идеи своего мужа и своим вниманием и участием подвигала его на продолжение исследований. После его смерти она написала несколько сочинений и в последнем из них — “Философия и развлечения алгебры”, — опубликованном в 1909 году, пропагандировала математические идеи Джорджа.
У четы Булей было пять дочерей. Старшая, Мэри, вышла замуж за Ч. Хин-тона — математика, изобретателя и писателя-фантаста — автора широко известной повести “Случай в Флатландии”, где описаны некие существа, живущие в плоском двухмерном мире. Из многочисленного потомства Хинто-нов трое внуков стали учеными: Говард — энтомологом, а Вильям и Джоан — физиками. Последняя была одной из немногих женщин-физиков, принимавших участие в работе над атомным проектом в США.
Вторая дочь Булей, Маргарет, вошла в историю как мать крупнейшего английского механика и математика, иностранного члена Академии наук СССР Джеффри Тэйлора. Третья, Алисия, специализировалась в исследовании многомерных пространств и получила почетную ученую степень в Гронин-генском университете. Четвертая, Люси, стала первой в Англии женщиной-профессором, возглавившей кафедру химии.
Но наиболее известной из всех дочерей Булей стала младшая, Этель Лилиан, вышедшая замуж за ученого — эмигранта из Польши Войнича. Войдя в революционную эмигрантскую среду, она написала прославивший ее на весь мир роман “Овод”. За ним последовало еще несколько романов и музыкальных произведений, а также перевод на английский язык стихотворений Тараса Шевченко. Войнич скончалась в Нью-Йорке в возрасте 95 лет, немного не дожив до столетия со дня смерти своего знаменитого отца математика Джорджа Буля.
|
|