Главная » 2014 » Ноябрь » 21 » Джордж Буль
12:31
Джордж Буль

Буль (Boole) Джордж (1815 — 1864)

Английский математик и логик, основоположник алгебры логики.


Джордж Буль происходил из семьи фермеров весьма ограни ченного достатка и мелких ремесленников, обосновавшихся в г. Линкольне и его окрестностях. Он родился 2 ноября 1815 г. Отец Джорджа — Джон Буль — посвятил себя сапожному делу, однако его действительные интересы сосредоточивались в математике, живо влекло его и производство различных оптических инструментов. Жители Линкольна хорошо знали Джона Бу-ля,— еще бы: он не только усердно агитировал за раннее ношение очков, но и собственноручно сконструировал неплохой по тем временам телескоп. Кроме того, он не имел ничего против, когда кто-нибудь из обывателей изъявлял желание расширить свои астрономические познания, с помощью его телескопа. У домашних Джона не было вполне ясного представления о профессии главы семьи. Так, впоследствии, мать Джорджа Буля на вопрос, чем занимался отец ее знаменитого сына, кратко ответила: «Он был философ» [39, стр. 67].
Джордж получил весьма скудное образование. По окончании начальной школы он очень недолго посещал коммерческое училище. Коммерция не прельстила юношу, и он решил поставить крест на своем дальнейшем пребывании в училище. Вместе с тем у него созрело сильное желание стать широко образованным человеком. К этому времени относятся уроки латинского языка, которые Буль брал у книготорговца Уильяма Брука (ЛУПНат ВгооЬе), ставшего его близким другом. Любознательный молодой человек самостоятельно изучает греческий, а позднее немецкий и французский языки по книгам, которые он брал на время у своего приятеля. В четырнадцать лет Буль выполнил стихотворный перевод произведения древнегреческого поэта Мелеагра «Ода к весне». Этот перевод был напечатан в одном линкольнском издании и фактически явился первым опубликованным сочинением Буля, который стал отныне еще более усердным в своем стремлении к самообразованию. Бруку приходилось только удивляться трудолюбию юноши, не дававшему пылиться книгам на его полках. Самообразование шло своим чередом, по пора было уже задуматься и о хлебе насущном. И вот шестнадцатилетний Джордж Будь становится ассистентом (помощником) учителя в частной школе г. Донкас-тера, совмещая обязанности лаборанта и привратника. Не тратя времени даром, семнадцатилетний лаборант приступил здесь к систематическому изучению математики. По словам миссис Будь [40], се муж говорил ей впоследствии, что начал читать математические книги потому, что они были значительно дешевле книг по классической филологии.
На первых порах в математическом образовании Булю оказывали помощь его отец, а также его друг — Д. С. Диксон, получивший математическую степень в Оксфорде.

В 1833 г. Буль оставляет школу в Донкастсре и перебирается затем на аналогичную же должность в школу пригорода Линкольна — Ваддингтона. Он становится здесь главным педагогом, а в 1840 г. основывает свою собственную школу в Линкольне.
Диапазон научных интересов Буля был достаточно широк: его почти в равной мере интересовали математика и логика, этика Спинозы, философские работы Аристотеля и Цицерона. Но постепенно Буль склоняется все больше к проблемам приложения математических методов к гуманитарным областям (одной из таких областей в то время считалась и логика). Буль внимательнейшим образом штудирует Ньютоновы «Ргшс1р1а» и «Механику» Лагранжа, сличая, попутно, методы обоих ученых. Он был поражен способностью Лагранжа сводить решение физических проблем к чисто математическим задачам. Уже здесь Буль, по-видимому, глубоко задумывается над возможностью абстрагирования от физических фактов и фактов обычного разговорного языка и перехода к некоторой системе эффективно построенных символов, которые обладали бы известной самостоятельностью и с которыми можно было бы работать по внутренне им присущим законам.
Буль вступает в переписку с математиками из Кембриджа, которые отмечают оригинальность математических идей своего корреспондента и советуют ему не держать их под спудом. Вняв настояниям своих новых друзей, Буль в 1844 г. получает золотую медаль за свою работу по математическому анализу. В 1849 г. кембриджские друзья-математики устраивают Булю математическую профессуру в только что открывшемся Куинз Колледже в г. Корке (Ирландия). Претендент был утвержден в должности несмотря на то, что не имел университетского образования или степени.
Для математических работ Буля характерно пристальное внимание, уделяемое им так называемому «символическому методу»
Английский логик считал, что математические операции (в том числе и такие, как дифференцирование и интегрирование) должны, прежде всего, изучаться с точки зрения присущих им формальных свойств, что дает возможность производить преобразование выражений, включающих в себя эти операции, независимо от внутреннего содержания таких выражений.

Облик Буля как педагога рисует нам Р. Рис. Он приводит воспоминания ученика Буля Р. А. Джемисона, отправившегося на преподавательскую работу в Шанхай. Джемисон пишет, что Буль зачастую стремился к тому, чтобы его слушатели смогли сами заново открывать некоторые из уже полученных другими учеными результатов (а не излагал их все на своих лекциях). Он приучал нас, продолжает вспоминать Джемисон, почувствовать “радость открытия”. К этим замечаниям Джемисона и Риса можно лишь добавить, что, по-видимому, Буль не терял надежды на то, что когда-нибудь его ученики сделают еще и не открытое открытие.
Занятия Буля логикой были в значительной степени стимулированы дискуссией между А. Де Морганом и У. Гамильтоном, за которой он с интересом следил весной 1847 г. Буль сам отмечает это обстоятельство в предисловии к “Математическому анализу логики”, написанному в октябре 1847 г. Он признает также, что А. Де Морган был первым логиком, обратившимся к анализу количественно определяемых предложений.
Наряду с логическими и математическими исследованиями Буль продолжал сочинять поэтические произведения, классические по форме и философские по содержанию. Ему принадлежат два стихотворения (“Сонет к числу три” и “Звание мертвеца”. В его рукописях нашли также стихотворное письмо к Бруку, датированное 1845 г. В этом письме описывается предпринятый им визит на заседание Британской научной ассоциации, а также праздник на острове Уайт.
В 1855 г. Буль женился на Мэри Эверест, дочери Томаса Эвереста (его именем названа высочайшая вершина в Гималаях), бывшей также племянницей профессора греческого языка в Куинз Колледже Джорджа Эвереста. Брак принес Булю пять дочерей: Мэри, Люси, Алису, Маргарет и Этель. Люси Буль стала в Англии первой женщиной, получившей звание профессора химии. Алиса, третья дочь, так же как и ее отец, не получив специального математического образования, сделала, тем не менее, ряд математических открытий. В частности, она построила из картона по чисто эвклидовому методу, используя лишь циркуль и линейку, трехмерные сечения всех шести регулярных четырехмерных фигур. Полученные ею результаты были опубликованы лишь частично (она сфотографировала часть своих моделей и отослала их с пояснениями профессору Шоуту в Гронинген; Шоут опубликовал их вместе со своей статьей). Подобно отцу, Алиса обладала сильно развитым чувством собственного достоинства и долга. К сожалению, она постепенно ограничила круг своих интересов семьей (муж-актер Вальтер Скотт и двое детей), перестав заниматься научной работой.
Младшая дочь Буля стала писательницей. Этель Лилиан Войнич широко известна как автор популярного романа об освободительной борьбе итальянских карбонариев — “Овод”.
Супруга Буля отличалась сильным характером. Так, однажды она навсегда прервала поэтические занятия своего мужа. Как-то, уединившись, Буль занялся стихотворчеством. Жена подошла к нему и спросила, что он делает. Узнав, что происходит мучительный процесс стихосложения, она взяла исписанные листы и молча бросила их в огонь камина, давая этим понять, что профессору математики не следует проводить время подобным образом. Не желая ссориться с супругой, Буль решил срочно закончить свою поэтическую “карьеру”.
Современники отмечают демократические привычки Буля, отсутствие у него какого бы то ни было почтения к установившимся в Британии социальным предрассудкам и барьерам, указывают на его принципиальный характер и развитое чувство юмора. Скончался Буль 8 декабря 1864 г. в Беллинтемпле, около Корка.
Буль умер спустя 10 лет после того, как было опубликовано его основное логическое произведение “Законы мысли”. Оставшиеся после него рукописи свидетельствовали о его намерениях продолжить разработку логической теории. Начиная с 1854 г. Буль сосредоточил свои усилия на приложении разработанного им исчисления к теории вероятностей и не публиковал работ, непосредственно относящихся к логике. Однако работа Буля в области математики всегда была лишь подспорьем и стимулировалась его размышлениями о логике, даже когда он стал приходить (в последний период своей творческой деятельности) к мысли о том, что логика независима от математики и должна составить ее основу.
В настоящее время тексты Буля собраны в двух книгах. Касаясь содержания одной из них, немецкий логик Г. Шольц замечает: “В этой книге объединено семнадцать лекций: двенадцать по теории вероятностей, философское предисловие под заголовком: “Требования к науке, специально основывающиеся на ее отношении к человеческой природе” и четыре лекции, содержащие идею логического исчисления. Я не в состоянии особо выделить для рассмотрения теоретико-вероятностные лекции. Идеи Буля в этой области кажутся настолько не доведенными до конца, что невольно возникает вопрос, чем вообще мотивировано их переиздание. Однако это недоумение рассеивается, как только мы переходим к рассмотрению принадлежащего Булю логического исчисления, которое у него является вспомогательным средством для решения теоретико-вероятностных проблем... Среди лекций, непосредственно относящихся к идее логического исчисления, наиболее существенна первая: “Математический анализ логики”...
В другой из этих книг собраны и неопубликованные при жизни рукописи Буля, представляющие значительный историко-логический интерес. Например, в одной рукописи содержится предвосхищение чистого пропозиционального исчисления (до Хью Мак-Колла). Философских аспектов логики Буль касается в другой рукописи, относящейся к 1855 или к 1856 г.

Попов Ю.П. Элементы истории и теории логики. Владивосток 2000 г.

 

Джордж Буль

 

 

Джордж Буль

Все механизмы, шестеренки, вакуумные лампы и печатные платы — все это еще не компьютер. Важны также разработки Паскаля и Лейбница, о которых мы вам уже рассказали, и Бэббиджа, о достижениях которого мы расскажем в следую­щей главе. Эти разработки требовали первона­чальной теории логики для того, чтобы, в конеч­ном счете, вдохнуть жизнь в машины, которые “думают”.

Расширив общий метод Лейбница, сформулиро­ванный на 188 лет раньше, в котором все истин­ные причины были сведены к виду вычислений, английский математик Д. Буль в 1854 году зало­жил основу того, что мы сегодня знаем как мате­матическую логику, опубликовав работу “Исследование законов мышления”.

В этой работе, изданной, когда ему было 39 лет, Буль свел логику к чрезвы­чайно простому типу алгебры, алгебры логики высказываний, которая пред­ставляла собой систему символов и правил, применяемую к различным объ­ектам (числам, буквам, предложениям).

Его теория логики, основанная на трех основных действиях — AND (и), OR (или), NOT (не), — должна была стать в XX веке основой для разработки переключающих телефонных линий и проекта ЭВМ. Так же, как и идеями Лейбница, булевой алгеброй пренебрегали в течение многих лет после того, как она была создана.

Важность работы, признанной логиком де Морганом, современником Буля, заключалась в следующем: “Символические процессы алгебры, созданные как инструменты числового вычисления, компетентно выражают каждый закон мысли и обладают грамматикой и словарем всего того, что содержит систему логики. Мы это и не предполагали, пока это не было доказано в “Законах мышления”".

Джордж Буль родился 2 ноября 1815 года в Линкольне (Англия), в семье бедного башмачника. Хотя он был современником Ч. Бэббиджа, но проис­ходил не из привилегированного класса, как Бэббидж.

Выходец из слоя общества, дети которого фактически были лишены посе­щения университета, Джордж должен был заниматься самостоятельно. Хотя промышленная революция уже произошла в Англии, знание древних языков было показателем уровня образования джентльмена. Конечно, ника­кой латинский или греческий не преподавали в школе, которую посещал Буль. Буль сам изучил греческий и латинский, пользуясь поддержкой мало­образованного отца, и в возрасте 12 лет сумел перевести оду Хорейса на английский язык. Ничего не понимая в качестве техники перевода, гордый отец Буля все-таки напечатал его в местной газете. Некоторые специалисты заявляли, что 12-летний мальчик не мог сделать такой перевод, другие отме­чали серьезные технические дефекты перевода. Решив совершенствовать свои знания латинского и греческого, Буль провел следующие два года в серьезном изучении этих языков, и снова без чьей-либо помощи. Хотя этих знаний было недостаточно, чтобы превратиться в истинного джентльмена, такая тяжелая работа дисциплинировала его и способствовала классическому стилю созревавшей булевой прозы.

Известно, что его отец оставил школу после трех лет обучения, и в то же время удивительно, что Буль получил раннее математическое образование от своего отца, который был самоучкой в этой области.

В возрасте 16 лет для Буля стало необходимостью начать трудовую жизнь, чтобы помочь своим родителям. Получив работу “младшего учителя”, или ассистента учителя в начальной школе, Буль должен был провести 4 года, преподавая в двух различных школах.

Всегда думая о перспективе занимаемого места в жизни, Буль начал рас­сматривать несколько путей, открытых для него. Его первоначальное препо­давание было всегда на уровне, однако он не считал это профессией, хотя она и была почетна. Буль стал священнослужителем.

Когда он не преподавал, то проводил время в серьезном изучении француз­ского, немецкого и итальянского языков, в подготовке к церковной жизни. Неудачи, бедность его семейства еще раз разрушили планы Буля; родители убеждали его отказаться от религиозной жизни ввиду их ухудшающегося финансового положения.

Отзывчивый, как всегда, к советам родителей, Буль решил открыть собст­венную школу. Ему было 20 лет. Преподавая, Буль считал себя также сту­дентом и приступил к изучению полного курса высшей математики. Он проштудировал “Математические начала” Ньютона, “Аналитическую меха­нику” Лагранжа, труды Лапласа и других авторов.

Свои математические исследования Буль начал с разработки операторных методов анализа и теории дифференциальных уравнений, а затем подобно Де Моргану, с которым к этому времени подружился, занялся математиче­ской логикой.

В своей первой основной работе “Математический анализ логики, являю­щийся опытом исчисления дедуктивного рассуждения” 1847 года Буль от­четливо показал так называемое количественное истолкование объектов логики и необходимость нового подхода к решению проблем логики. Этот подход требовал изменения и расширения символического языка ал­гебры: выбора символики, операций и законов, определяющих эти операции и отражающих специфику объектов исследования, — т. е. по существу соз­дания нового исчисления. Буль писал: “Те, кто знаком с настоящим состоя­нием символической алгебры, отдают себе отчет в том, что обоснованность процессов анализа зависит не от интерпретации используемых символов, а только от законов их комбинирования. Каждая интерпретация, сохраняю­щая предложенные отношения, равно допустима, и подобный процесс ана­лиза может, таким образом, при одной интерпретации представлять реше­ние вопроса, связанного со свойствами чисел, при другой — решение гео­метрической задачи и при третьей — решение проблемы динамики или статики. Необходимо подчеркнуть фундаментальность этого принципа”. С публикацией “Математического анализа…” взгляды и блестящая интуиция этого тихого, простого человека стали ясны его друзьям — математикам, ко­торые советовали ему поступить в Кембридж, для получения общепринятого математического образования.

Буль неохотно отверг эти предложения, потому что его родные полностью существовали на его заработок. Не жалуясь на особенности своего обучения от случая к случаю, Буль, наконец, получил небольшой перерыв в 1849 году, когда его назначили профессором математики в недавно открытом Королев- I ском колледже.

Это назначение позволило ему посвятить больше времени “Законам мышле­ния…” — второй его основной работе, которую он непрерывно оттачивал и усовершенствовал в течение еще 5 лет, до публикации в 1854 году. Как писал Буль в первом параграфе книги: “Цель данного трактата:

  • исследовать фундаментальные законы тех действий разума, с помощью которых выполняются рассуждения;
  • выразить их в символическом языке исчислений и на этой основе создать науку логики и построить метод;
  • сделать этот метод непосредственно основой общего метода для выраже­ния теории вероятностей;
  • наконец, получить различные элементы истины;
  • оценить в рамках решения этих вопросов некоторое вероятное сооб­щение”.

И далее: “Теперь фактически исследования следующих страниц показывают логику, в практическом аспекте, как систему процессов, проведенных при помощи символов, имеющих определенную интерпретацию и подчиненных законам, основанным на этой единственной интерпретации. Но в то же са­мое время они показывают эти законы как идентичные по форме с закона­ми общих символов алгебры, с одним единственным дополнением, viz”.

Другими словами, в общей алгебре не выполняется, например: что каждый х тождественно равен своему квадрату — но это истина в булевой алгебре. Согласно Булю, х2 = х для любого х в его системе. В числовой системе это уравнение имеет единственное решение “О” и “1″. В этом заключается важ­ность двоичной системы для современных компьютеров, логические части которых эффективно реализуют двоичные операции.

Кроме логики, булева алгебра имеет два других важных применения. Булева алгебра применяется в натуральной алгебре. Принимая также во внимание идею “количества элементов” в множестве, булева алгебра стала основой для теории вероятностей.

Несмотря на большое значение булевой алгебры во многих других областях математики, необычайная работа Буля в течение многих лет считалась странностью. Как и Бэббидж, Буль был человеком, опередившим свое вре­мя. Это произошло раньше, чем Альфред Уайтхед и Бертран Рассел опубли­ковали свой трехтомник “Принципы математики” (1910—1913), в котором рассматривались вопросы формальной логики.

Заслуживает внимания и то, что на достижения Буля частично опирались математические открытия, к тому времени появившиеся в Англии, в том числе и идеи Бэббиджа. Математики обратили внимание на идею Бэббиджа о математических операциях и величинах, использующихся в них. Идея ста­ла возможной благодаря группе британских специалистов в области алгеб­ры, к которым принадлежал и Буль.

Буль продемонстрировал,” что логика может сводиться к очень простым ал­гебраическим системам, после чего для Бэббиджа и его последователей ста­ло возможным создание механических устройств, которые могли решать необходимые логические задачи.

Через год после опубликования “Законов мышления…” Буль женился на Мэри Эверест, племяннице профессора греческого языка Королевского колледжа. Счастливый брак длился в течение девяти лет, вплоть до безвре­менной кончины Джорджа Буля. 8 декабря 1864 года, в возрасте 49 лет, по­читаемый и известный, он умер от воспаления легких.

Буль был человеком последовательным и дисциплинированным, тем не ме­нее, он широко демонстрировал собственное видение мира в своих утвер­ждениях. Это мощное сочетание интеллекта и интуиции в Джордже Буле воплотилось в различных математических идеях. В заключение очерка об отце булевой алгебры хотелось бы коротко рассказать о семье Буля.

Как уже упоминалось, жена Буля была племянницей Джорджа Эвереста, в 1841 году завершившего в Индии грандиозные по масштабам работы.

В честь его заслуг высочайшая вершина мира Джомолунгма в Гималаях одно время даже именовалась Эверестом. Сама Мэри, в отличие от жен многих других математиков, понимала научные идеи своего мужа и своим внимани­ем и участием подвигала его на продолжение исследований. После его смер­ти она написала несколько сочинений и в последнем из них — “Философия и развлечения алгебры”, — опубликованном в 1909 году, пропагандировала математические идеи Джорджа.

У четы Булей было пять дочерей. Старшая, Мэри, вышла замуж за Ч. Хин-тона — математика, изобретателя и писателя-фантаста — автора широко из­вестной повести “Случай в Флатландии”, где описаны некие существа, жи­вущие в плоском двухмерном мире. Из многочисленного потомства Хинто-нов трое внуков стали учеными: Говард — энтомологом, а Вильям и Джоан — физиками. Последняя была одной из немногих женщин-физиков, принимавших участие в работе над атомным проектом в США.

Вторая дочь Булей, Маргарет, вошла в историю как мать крупнейшего анг­лийского механика и математика, иностранного члена Академии наук СССР Джеффри Тэйлора. Третья, Алисия, специализировалась в исследовании многомерных пространств и получила почетную ученую степень в Гронин-генском университете. Четвертая, Люси, стала первой в Англии женщиной-профессором, возглавившей кафедру химии.

Но наиболее известной из всех дочерей Булей стала младшая, Этель Лили­ан, вышедшая замуж за ученого — эмигранта из Польши Войнича. Войдя в революционную эмигрантскую среду, она написала прославивший ее на весь мир роман “Овод”. За ним последовало еще несколько романов и му­зыкальных произведений, а также перевод на английский язык стихотворе­ний Тараса Шевченко. Войнич скончалась в Нью-Йорке в возрасте 95 лет, немного не дожив до столетия со дня смерти своего знаменитого отца мате­матика Джорджа Буля.

 

Просмотров: 1865 | Добавил: Lollipop | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar